На самом деле – Гётеборг большой и индустриальный полумилионник.
В июле 2018 он весь насквозь был перерыт: все дороги ремонтировали, здания реконструировали, светофоры не работали… Жара и пыль дополняли картину. Первое желание, когда выходишь из терминала Нильса Эриксона – зайти обратно и ехать дальше, по дороге на Осло.
Но, карта, на которой огромное количество зеленых пятен – прельщает. Здесь целых три ботсада.
Кстати, все бесплатные. И даже оранжереи бесплатные. Мне как-то стало обидно за наш ботсад Гришко, где даже студенческую скидку отменили.
Наиболее удивляет, что на такой широте прекрасно себя чувствует то, что с трудом зимует на юге Полтавской области. И много тропических растений под открытым небом. Я, конечно, помню о влиянии Атлантики, Гольфстриме и арбузах, созревших на Валааме … но в шаблон суровой Скандинавии все это вписывается с трудом. Слишком жарко и слишком тропично.
Во всех ботсадах, конечно, много лавочек — древних и современных, часто в самых неожиданных местах.
Есть обсерватория и модель Солнечной системы – слишком простая, зато очень понятная. На стене Музей природы прибит желтый шар – это Солнце.
А на определенном расстоянии, на столбиках вдоль дорожек – мини-планеты. Все в пропорциях, все с подписями. Более чем доступно, хоть и на шведском языке. Кстати, Земля по-шведски Jorden, но это не читается, так как пишется.
Есть в ботсадах зверушки. Вполне счастливые тюлени в бассейне.
Измученные жарой обкаканные пингвины:
Облезлые северные олени:
Пони, выпрашивающие еду у прохожих и много всяких пернатых. Теоретически, есть лось, но он к нам так и не вышел. Зато встретили двух совершенно диких коз. Они перешли трамвайные пути и дорогу, чтобы попасть из одного ботсада в другой, встретили нас, смутились и предпочли отсидеться в кустах.
Палатку можно поставить здесь же, углубившись в лесной массив.
Никто не против. У каждого шведа, и любого человека, пребывающего на территории Швеции, есть право на общение с природой и уединение. Даже в ботсаду, даже в центре огромного индустриального Гётеборга. А с удобствами — нет проблем.
Главное во всех этих ботсадах, для меня, во всяком случае – это деревья с острова Пасхи. Те самые деревья, вырубая которые можно было транспортировать знаменитых каменных истуканов. И те, которых больше нет на самом острове Рапануи. Но, деревья оказались в оранжерее, и ко времени, когда мы ее все-таки нашли, она уже закрылась. Прийти на следующий день тоже было нельзя – билеты в Уддевалу уже куплены. Но, мы немножко их видели — через стекла и заросли других растений. Почти сказочные, почти волшебные деревья с острова Пасхи в далеком северном Гётеборге.