Чардак – это место где есть подземный город. Но, если о Деринкую и Каймаклы слышали все, ладно-ладно, почти все… то о городе в Чардаке даже не все местные знают.
Сюда привозят небольшие группы японских туристов, но не более того.
А сколько еще неизвестных городов…
Я представляю, что даже тысячу лет назад, и несколько тысяч лет назад поселения были те же, что и сейчас. Только назывались по-другому. Просто жили немного ниже, под землей, хотя, в данном случае – под скалой… прятались там от солнца и ветра. Не так уж и загадочно. Просто другая модель. Мы же представляем себе город, где вместо дорог и машин – реки и лодки… Представляем. И это не только Венеция.
Так почему бы не представить вместо дорог под открытым небом – дороги и коридоры под пещерным сводом. После посещения молдавской Криковы – мне вообще не сложно … Да и в Каппадокии это представить легко. Они до сих пор живут в таких домах и дачи не строят, а вырубают в скале. Каппадокийская мечта — вырубить дачу и вырастить абрикосовый сад и виноградник. Больше ничего не растет.
В Чардаке, я впервые в живую увидела действующую круглую дверь, дверь-жернов…
Очень они мне нравятся эти двери-колеса. Как их вырубали не до конца понятно. Точно на месте, потому что каменный кругляк четко заходит в каменный паз…
Как-то вдруг, восточные сказки о пещере, вход в которую завален огромным камнем, и открывается волшебным словом – резко приобрел новые оттенки.
Так вот, мы идем на Чардак… по красивой уже пройденной долине до Учхисара, а там и дорога на Чардак…
Километров между этими городками мало. Мой браслет даже мной не восторгается за такие расстояния. Но, дорожка все время вверх-вниз, вверх-вниз, по очень сыпучим тропинкам. Я восхищаюсь собой безо всяких браслетов, шагая по местности, где возможно родился и шагал много лет назад Георгий Победоносец. Тот самый, который убивает Змея.
За Учхисаром, мы, кажись, повернули не туда. Точнее туда, но по долгой дороге для машин… Через час ходу замаячила вывеска KAVAK (КАВАК).
Чем примечателен КАВАК, кроме того, что задом наперед читается так же? Ничем. Здесь есть мечеть, классического вида каппадокийские скалы и даже один пещерный отель.
Погода в Каппадокии в марте — переменчива. Вчера было +20, а сегодня похолодало и даже срывается снежок. Кавакские крестьяне с женами, а иногда и большими семьями в несколько поколений, облепили мини-трактора и возвращаются с полей – работа сорвалась…
Из Кавака видно далекий хребет снежных гор… Мы на высоте 1400 метров. Это же почти Роман-Кош. А какие тут геологические разрезы! Загляденье!
Сворачиваем на полевую дорогу — срезать до Чардака и… матрица дает сбой! Такое уже было. Совершенно точно! Никаких там дежавю. Такое уже было и происходило, по планетарным масштабам, совсем не далеко – в Грузии.
Ферма. Уединенная ферма. Много огромных собак. Бешеный лай. Мы стоим как вкопанные. Спиной к спине. Минута. Две минуты. Почему-то не страшно. Я знаю, что сейчас выйдет заспанный хозяин…
Выходит хозяин. Заспанный. Что-то кричит собакам. Собаки уходят.
В оправдание матрицы скажу только, что здесь были не алабаи, а какие-то питбули с очень узкими глазами. А хозяин был не так монумента лен как грузин.
Любуясь пейзажами, тучами и карьерами и разделив пару печаток на двоих – дошли до Чардака.
Чардак — это обычное нетуристическое село без прикрас.
Идем по центральной улице к пещерному городу, но он вокруг, к нему даже не надо специально идти…пещерный город везде… Почти у всех на минус первом этаже, минимум – подвал с картошкой, максимум – еще один полноценный ярус жилища.
Едут трактора и мотоциклы, сушиться белье, кукарекают петухи, кто-то с кем-то ругается, пахнет жаренными пирожками. Настоящая жизнь, которую принято звать колоритом.
Во «дворец» пещерного города входим вместе с группой японских туристов. Я до сих пор не знаю, был ли вход платным. Мы успешно затерялись в толпе японцев J Гуляем по каменному городу. Как и японцы, в вполуха слушаем экскурсию на очень плохом английском.
Идем дальше по улицам Чардака… Какой-то вход. Спускаемся.
Коридоры, комнаты, мои любимые круглые каменные двери, лестницы и переходы между подземными этажами.…
Вот только света нет, но так даже лучше, первозданней. Фонарик на телефоне, вспышка на фотоаппарате и все ок.
Ощущение того, что мы видим подземный город, как видели его первые жители… Ну, почти, может чуть оттенки не те… Не носить же свечу с собой)
И вдруг – за поворотом, резкий выход на свет и огромная чугунная дверь увешанная «турецкими глазами». И все те же японские туристы. И надпись «КАССА». Выйти навстречу толпе нельзя – не разминемся, да и зачем? К тому же, с группой мы почти сроднились и вполне можем ее возглавить. Уверенно поворачиваем назад.
Осматриваем город уже при свете, его включили для экскурсии.
Возвращаемся по тому же маршруту. Выходим. От такой наглости бабульки с сувенирами в шоке – зайти и выйти через выход. Они кричат и машут руками в сторону кассы. Но мы туда не идем, а счастливо выходим на учхисарскую трассу…
Идем назад. Шагаем долго. Удивляем водителей. Я наблюдаю на карте, как мы пересекаем горизонтали в 1400, 1300, 1000, снова 1400, но эти метры не чувствуется как сотни метров, просто плавненько вверх- вниз.
Проходим карьеры, Невшехирскую тюрьму с мечетью и кирпичным заводом.
Холодно и страшной силы ветер. Лицо горит, волосы спутались… Но попутного транспорта нет, да и встречного не особо. Только большие туристические гордые белые автобусы. Мы даже не пытаемся кого-то тормозить, шагаем и все…
Добрый дедушка на фиате останавливается сам. Дедушке лет 90, он курит что-то очень крепкое и страшно кашляет. Языковой барьер существует, но, кто, откуда и куда — можно выяснить всегда. Едем с дедушкой в Учхисар. Он курит одну за другой, поглядывает на нас как на диковинных зверушек и, кажется, очень горд собой что помогает таким странным людям.
Еще раз подтверждается мысль, что мир не без добрых людей и совпадений, и очередной насыщенный туристический день можно вполне прожить без денег. До ужина)
А ужинать мы будем с гранатовым соусом, уже по назначению, а не как с напитком)
По знакомой дороге, отклоняясь на неведомые тропинки идем в Гёреме.
Успеваем как раз к закату
Итог дня – 33 пройденных км и куча вопросов.
Например, читаю, что в туфах, из которых и состоит все вокруг — есть нечто опасное, и его нельзя вдыхать. Дышать туфовой пылью – равносильно самоубийству, хуже азбеста – астма и рак легких, гарантирован. Но, как же они жили в своих городах сотни лет? Как дожили до дня сегодняшнего и не поменяли традиций? Почему живут до сих пор?
А как делали круглые двери?
Под гул вопросов в голове и ветра за окном, под вечернее пение муэдзина засыпаем в 10 вечера без задних ног.