Рано или поздно, это происходит в каждой моей поездке… все идет хорошо, а потом раз! И я уже прошла 60 000 шагов и 41 км.
Цель похода?
Городок Вергина (старинные Эги) – столица Филиппа II, того самого, который папа Александра Македонского. Столицу потом перенесли в знаменитую Пеллу, но Филипп убит и похоронен именно здесь.
В кургане, где найдена его могила и еще несколько не менее шикарных, но неизвестных погребений – сейчас музей.
Музей — бесплатный в первое воскресенье месяца. Во все другие дни – 6 евро.
Оказавшись поблизости именно в первые выходные января – надо было отправляться в Вергину.
Мы доехали электричкой до города Верия.
Из Салоников до Верии можно добраться с пересадкой в Платах и без. Все подробности на сайте греческих железных дорог. Особенности покупки билетов – здесь.
Верия – заурядный город в глубинке, 80 км или час пути от Салоников.
Как попасть из Верии в Вергину?
Почти никак.
Добраться из Верии в Вергину общественным транспортом практически невозможно. Автобус теоретически есть, но на практике его нет. И когда он ходит – тайна покрытая мраком.
Такси? Такси есть… но, не забываем что я преподаватель в государственном вузе.
Пешком? Не вопрос!
14 км? Без проблем!
Именно с такого диалога и начинаются обычно все наши приключения типа «убейся за день» и «кажется ноги нам больше не понадобиться».
Километры, похоже, оказались фарсагами, то есть их не по метрической системе считали, а по степени проходимости, как делают в Азии. Километры не были линией на карте, километры струились вверх-вниз по холмам, иногда довольно крутым, часто вдоль оживленной трассы, иногда огибая дамбу… 14 км туда, 14 км обратно плюс жизнерадостно побегать по месту назначения – древним Эгам, городку Вергина и музею-некрополю Филиппа.
А еще был дождь. Мы не успели выйти из Верии, как начался дождь – явно перехвалили вчерашнюю погоду в Салониках. Нашли приют в каком-то недострое или недопристрое к муниципальному зданию, съели свой завтрак в виде лепешек, колбасы, микса орешков и кукурузы и стали наблюдать дождь…
С веранды дома напротив тоже велось наблюдение. За нами. Классический пожилой грек курил и смотрел на нас в оба. Потом кому-то звонил. Греки не немцы и мы решили, что вряд ли в полицию. Да и не противозаконно пережидать дождь и есть бутерброды под крышей.
Потом, выходила курить и наблюдать жена пожилого грека. Они держали пост по очереди и сменяли друг друга пока дождь не утих, и мы не ушли.
Вторая «дождливая остановка» была на остановке автобусной. Я пританцовывала, чтобы не замерзнуть и пела дурацкие песни собственного сочинения. Дождь не кончался, машины не останавливались….
А потом тучи поднялись над горами, даже солнце выглянуло и мы двинулись в путь…
Самым страшным в пути был мост. Мост через реку Альякмон, за селом Святой Варвары. Перил нет, только ограждение для машин, как на обычной дороге, где-то на уровне бедра… Тротуара, ясное дело, нет тоже. Просто бредешь по возвышению, внизу – холодная серая река, справа – машины. И так с полкилометра.
Я не боюсь высоты, там дело не в высоте… Но, мост реально страшный.
На фото моста нет — я предпочитала смотреть под ноги, боятся и не доставать телефон. Альякмон до и после моста.
Потом снова дорога…
Уже на подходе к Вергине нас подобрала местная женщина. У нее были голубые глаза и хороший английский. Женщина рассказала, что ее сын был в Верии – пришлось вот ехать забирать, а то автобус ходит только в воскресенье и понедельник, рано-рано утром. Рано-рано – это в 5.
Так мы разгадали тайну автобуса и оказались прямо возле музея.
Вход сегодня бесплатный, как и обещали. Кассир выдает билеты с цифрой 0.
Спуск по коридорчику в курган.
В кургане темно. Подсвечены только витрины с доспехами, вазами и украшениями. Музей в темноте, к которой приходиться долго привыкать. И даже привыкнув, все равно наталкиваться на других посетителей.
Из выставочного зала – спуск в царство Аида, то есть к могиле Филиппа II македонського царя и еще троих, не менее знатных, но не идентифицированных великих мира сего в прошлом.
Кстати, самого Филиппа опознали только по специфическому ранению – когда-то в битве ему попала в глаз стрела. Но, тогда он не погиб от ранения. Смерть отцу Александра Македонского и великому полководцу принес его собственный телохранитель, здесь же в Эгах, в амфитеатре.
Амфитеатр мы нашли — несколько плит за колючкой. Но, все-таки угадывается. В конце-концов, даже во времена Филиппа, 2300 лет назад – он был уже не новый.
Может на вот этом самом месте и был убит Филлип II македонский. Или в радиусе нескольких сот метров.
Кто «заказал» царя – мы уже никогда не узнаем. Кто-то подозревает в этом самого Александра, кто-то бесчисленных жен, особенно ревнивую Олимпиаду. Есть еще вариант военных и чиновников.
Хорошо глядеть на безмятежный пейзаж и размышлять об истории. Только холодно.
Ходили посмотреть на не менее древний дворец – но его строят с нуля.
Раскопки – законсервированные и за колючей проволокой.
Думаю, через пару лет здесь будет чудесный новодельный туристический дисней ленд.
Еще немного посмотрели жадными глазами на не оборванную примерзлую хурму в чужих дворах и пошли на Верию.
Ледяной ветер… И ни одного желающего подвезти путника.
Может так и должно быть? Как же иначе ходит в гости к великому македонскому царю, да еще бесплатно? Он, говорят, своих солдат гонял и не на такие расстояния, в любую погоду.
Иду и радуюсь, что мне не надо тащит щит размером с себя.
14 километров до Верии пройдены, с небольшим крюком вдоль дамбы, на подходе к Святой Варваре. Хотели срезать немного, но частная собственность на землю – не друг туристу. Дорога на карте, оказалась в жизни дорогой перегороженной высоченный забором с пудовым замком.
Вдоль дороги – сады-сады-сады….Персики и орехи. Много оливковых рощ. Есть рощи заброшенные, с орущими зелеными попугаями. Есть виноградники.
Греция – без прикрас. Не пафосная и не спартанская. Только немного марафонская. Потому что на всем пути попадаются бегуны.
На запланированный поезд – успели почти впритык. Но, сам поезд безумно опаздывал – пришлось ждать.
На платформе можно было замерзнуть до полусмерти от обжигающего ледяного ветра. Купили билеты и ютились в комнате-вокзале, пытаясь греться от еле-еле теплой батареи. Познакомились с белорусом, который распознал нас не по речи, но по бутылочке «Моршинской». Он тоже ехал в Салоники, почему-то из Италии.
Все-таки приятно встретить кудрявого милого белоруса с рюкзаком где-то в глубине провинциальной Греции. Сразу теплее становиться.
Уже «дома», отогревшись и подкрепившись, включили телевизор и осознали, как нам повезло. У нас только дождик шел и штормовой ветер дул и всего несколько рекламных щитов упало по дороге, а на юг и острова обрушился небывалый снегопад. Даже не знаю, что бы с нами стало, если бы пурга пришла в Верию и окрестности…