Утром после лесного пожара, проснувшись с головной болью от дыма и недосыпа, я собралась в Бутринт. За этим названием прячется древний город — памятник ЮНЕСКО, современная бедная албанская деревня с церковью и национальный парк.

Черная выгоревшая гора, начинавшаяся сразу за дорогой над лагерем, выглядела зловеще.
— Все ок, все под контролем, — говорили дежурившие пожарники, периодически заходившие в наш бар на кофе и бросающие дымящиеся бычки прямо в сухую траву.
Я пошла, ловить автобус на Бутринт. Тот самый, которым я вчера приехала: Саранда-Бутринт. Ждать албанский автобус можно везде, где нашел тень.
Но, я этого не знала и приставала к людям с глупым вопросом «Где остановка?». И все говорили – «Прямо здесь». Я успела усомниться в своих умственных и лингвистических способностях, потом перестала верить в доброжелательность встречных албанцев… Ведь я своими глазами видела пару-тройку классических остановок в центре… Но прохожие были упорны – остановка прямо здесь.
В 9 утра в июле, жара уже насколько нестерпима, что стоя на тротуаре, я начинаю чувствовать себя тем самым диском-индикатором на сковородке, который раскаляется докрасна и показывает, что можно жарить. Прячусь в тень столба и жду.
Дедушка с листочком А4 «DOMA / RUM for RENT» подозрительно на меня косится. С дедушкой мы почти знакомы – вчера дважды виделись.
Вообще, профессия держатель таблички «дома, комнаты, курятники в аренду» очень популярна. Особенно меня умиляет албанский вариант английского room (комната) – чаще всего это «rum«, как у дедушки, но есть rom, ram, roum…
На удивление, живые промоутеры, в наш интернет-век, пользуются популярностью. Подъезжают туристы к такому дедушке с табличкой и разговаривают… обстоятельно, долго… а сзади тем временем собирается пробка. И никто не сигналит и не нервничает, мерседесы и автобусы спокойно ждут и не мешают обоюдно важному процессу – выбрать жилье для отдыха и хорошо делать свою работу.
Так вот, мой знакомый PR-дедушка топчет на ту сторону дороги и о чем-то бурно советуется с молодыми коллегами. Разговор явно обо мне.
Молодые, знающие английский, коллеги пристально на меня смотрят, потом начинают рьяно махать руками вправо и орать:
– Саранда – туда!
Я кричу в ответ:
– Сенкю! Бутринт! Ноу Саранда, Бутринт! – и машу рукой в свое право, в сторону греческой границы.
Дедушка, похоже, расстроен – не дали проявить заботу о туристе. Но, явно зауважал – человек, в смысле я, памятниками интересуется.
Наконец-то на горизонте появился автобус. Волшебный взмах руки и он тормозит возле столба, в тени которого я прячусь. Забит до отказа. Вчерашний кондуктор меня узнает. Даю 100 лек.
В центре Ксамиля, где та самая прозрачная официальная остановка-будка, кондуктор громогласно орет:
— Пляжи!!! Бииич!!
И весь автобус выходит. Вообще весь. В автобусе остаемся я, кондуктор и водитель. Больше эти старые развалины Бутринта никому не нужны, похоже.
Вход в музей под открытым небом стоит 1000 лек. По Албанским меркам даже дороговато.

Город здесь был еще за 7 веков до нашей эры, а потом понеслось… эллины, римляне, упоминание в «Энеиде» Вергилия, византийцы, венецианцы, османы… и вот уже от города остались руины, которые 10 лет раскапывали итальянские археологи, чтобы было куда ходить культурно просвещаться албанским пляжным туристам.




Развалины солидные. Есть где погулять: тропы очень хронологичны, но главное в тени деревьев. Часа два точно можно бродить.
А если любоваться видом на озеро, читать истории базилик, амфитеатра и башен, искать древние черепки и долго стоять в музее перед статуей Афродиты, потому что там вентилятор – то и 3-4 часа можно на Бутринт планировать.


Музей тоже хороший, хоть и компактный.

Особенно мне понравилась мозаика. Не знаю, насколько аутентичная, но выглядит красиво и натурально.

На этих же знаменитых мозаиках построена вся сувенирная продукция. Основной метод творчества: кусочки яичной скорлупы приклеивают к камню, магниту, пластику, неважно чему… У всех местных умельцев свои техники, материалы, цены… но в итоге, получается у всех одинаково и почему-то покупать такой магнитик не хочется. Но, я честно и вежливо выслушала всех продавцов.
Как по мне главная фишка Бутринта — паром. Не то чтобы у нас таких не было, но меня не перестают радовать все эти плавучие доски на тросах, сильно упрощающие жизнь местным.

Проезд туда-обратно без транспорта стоит 100 лек. Плыть минуты 2. Паромщик очень разговорчив, хоть ни слова и не понятно.

На той стороне Венецианская крепость, абсолютно бесплатная.



Чуть дальше – деревня, в еще дальше — Греция. И уже на пароме водафон заботливо поздравит вас в Греции.


Паром – портал в настоящий мир, где уже не рассчитывают впечатлить туриста, поэтому здесь безмятежно пасутся коровы, бродят собаки, стены облупились, столбы стоят не ровно и валят горизонт, как не крути камерой.
В итоге, полдня на Бутринт. Тот же автобус обратно до Ксамиля. Ощущение, что мы с кондуктором почти родственники, так он рад меня видеть. Отдает мне 50 лек сдачи с официальных 100 за проезд.
Купила на обед бурек со шпинатом и знаменитых албанских помидоров. А после обеда – лежбище морских котиков – валяюсь в шезлонге, читаю о самолетах, обсуждаю со всеми вчерашний пожар, купаюсь в море, смотрю закат, слушаю четвёртый том автобиографической книги Паустовского… Тюлений отдых, которого мне достаточно пару часов, а завтра снова в путь.

Бутринт. Албания – это не только пляжи.: Один комментарий